РЕЛАКСАЦИЯ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ
«Сегодня начинается новый вид работы — релаксация. Это слово означает снятие напряжения, т. е. расслабление. Мы знаем, что при заикании часто появляется сильное напряжение в органах речи. Дети не могут сами избавиться от этого напряжения, нервничают, и заикание усиливается. Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Часто возникает напряжение эмоциональное, когда ребенок чем-то сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен. Напряженное состояние его нервной системы тоже препятствует свободной речи. Упражнения по релаксации помогут создавать у детей спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, что необходимо для исправления речи.
Сначала вызывается расслабление рук, так как из своего жизненного опыта дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Еще больше поможет сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Так воспитывается чувство мышцы, необходимое для целенаправленного расслабления.
Многие дети легко возбудимы, двигательно беспокойны, их внимание истощимо. Чтобы учиться расслаблению, они должны уметь сосредоточивать внимание на предлагаемых упражнениях. Поэтому занятия по релаксации всегда начинаются с формулы общего покоя, которая будет одинаковой на первых пятнадцати занятиях. Каждое занятие длится 10 минут. На занятиях вместе с детьми расслабляются и взрослые, чтобы, вызывая у себя соответствующие ощущения, помочь детям лучше осознать и почувствовать состояние релаксации».
Расслабление мышц рук
Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на
колени, ноги слегка расставим. Внимание!
Все умеют танцевать,                         Но не все пока умеют
Прыгать, бегать, рисовать,               Расслабляться, отдыхать.
Формула    общего    покоя.......произносится    логопедом    тихим    голосом,    в
замедленном темпе, с длительными паузами.
Есть у нас игра такая —                  Исчезает напряженье...
Очень легкая, простая:                      И СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО:
Замедляется движенье,                      Расслабление — приятно!
Упражнение «Кулачки» .
Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче.
Чтобы   косточки   побелели.    Вот   как   напряглись   кисти   рук!    Сильное
напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать
пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки.  Отдыхают. Кисти рук
потеплели. Легко, приятно стало.  (Упражнение выполняется три раза) А
теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох — выдох, еще раз: вдох
— выдох...
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.
Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени» 
Представим себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) Нам трудно так' держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не .скрещиваются).
Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох! (Два раза) Посмотрите:- мы — олени. Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени, А теперь —немного лени... Руки не напряжены и расслаблены... Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики Дышится легко... ровно... глубоко...
Вот и закончилась паша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!
Расслабление мышц ног. 
Логопед. Дети, примите позу покоя. Руки — на коленях... Успокоились. Слушайте и делайте, как я. (Повторяют упражнения «Кулачки», «Олени» под команду и показ логопеда.) Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели—'- разжали, расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей,— опустили, расслабились.
Упражнение «Пружинки». 
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног гак, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения.) Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем... Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох! (Два раза.)
Что за странные пружинки Упираются в ботинки?
Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.
Ты носочки опускай,                                Крепче, крепче нажимай,
На пружинки нажимай,                           Нет пружинок — отдыхай!
(Упражнение повторяется, три раза.)
Руки не напряжены,               — Знайте, девочки и мальчики:
Ноги не напряжены               Отдыхают ваши пальчики!
Ирассла-а-бле-ны...               Дышится легко... ровно... глубоко...
Упражнение   «Загораем»   
Логопед.   Представьте   себе,   что   ваши   ноги
загорают. (Логопед показывает, кап вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.)
Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись! (Логопед подходит к
каждому из детей и проверяет напрялсение мышц ног.) Теперь опустим
йоги.   Повторим   упражнение.   Напряженные   наши   ноги   стали   твердые,
каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо,
приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох —
выдох!..
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загорели! Опускаем!   (Ногирезко опустить на пол.)
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны...
Упражнение  повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях.
Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем
сравнить с их расслаблением.
Логопед. Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились,
поняли, как расслабить свои ноги.
Упражнение. «Штанга».  
Логопед.  Будем  заниматься  спортом.  Встаньте!
Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее.-
Сожмите   кулаки.   Медленно   поднимаем   руки.   Они   напряжены.   Тяжело!
Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Рукирезко опускаются
и свободно повисают вдоль туловища,  Руки расслабились, не напряжены
отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть —
выдохнуть!...
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)
Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться.)
Крепко держим...
— И бросаем! (Упражнение повторяется три раза.)
Наши мышцы ее устали —
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление — приятно.
Упражнение «Кораблик». 
Логопед. Представьте себе, что мы на корабле.
Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу.
Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу — прижмем к полу правую ногу.
(Правая нога напряжена. Левая —расслабилась, немного согнулась в колене,
носком  касается  пола.)  Выпрямились!   Расслабились!   Качнуло  в другую
сторону — прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога
расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую — расслабляем!
Снова руки па колени, А теперь — немного лени. Напряженье улетело — И расслаблено все тело... Наши   мышцы не устали И еще послушней стали. Дышится легко... ровно... глубоко...
Для спокойной и плавной речи необходимо пользоваться спокойным речевьим дыха и нем. Как известно, во время вдоха диафрагма (грудобрюшная преграда) прогибается вниз, увеличивается объем легких, передняя стенка живота выдвигается вперед. Сокращение этих же мышц обеспечивает правильный выдох. При этом диафрагма поднимается. У большинства заикающихся речевое дыхание нарушено: часто во время речи наступает чрезмерно напряженное, судорожное сокращение мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Чтобы снять напряжение в области диафрагмы, научите ребенка расслаблять мышцы живота. Ненапряженное состояние мышц живота благоприятствует свободному дыханию, плавному выдоху при речи...
Расслабление мышц живота
Логопед. Начинаем игру. Руки положите на колени, успокойтесь. (Дается формула,  общего  покоя,   и  после нее  повторяются  кратко  по  три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.) Напряженье улетело, И расслаблено все тело.
Упражнение «Шарик». 
Логопед. Начинаем новое упражнение. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку па живот, (кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как поднимается, стенка живота, при утрированном, вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
— Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, ненапряженный! Делайте, как я.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем.
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко, ровно, глубоко... Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки и йоги, вам легко и приятно дышится.
Расслабление мышц шеи 
Логопед. Дети! Начнем игру. Принять позу покоя. Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем! повторяются  кратко упразднения для расслабления мышц живота.) 
Упражнение «Любопытная Варвара».
Логопед. Сейчас делаем новое упражнение. Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно... Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. (Логопед подходит к каждому ребенку и. учит его ощущать напряжение и. расслабление шейных мышц.) Слушайте и делайте, как я. Любопытная Варвара                      А потом опять вперед —
Смотрит влево...                                Тут немного отдохнет.
Смотрит вправо...                             Шея не напряжена!
И рассла-а-бле-на... (Движения повторяются по два раза в каждую сторону.)
Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится . Слушайте и делайте, как я.
А Варвара смотрит вверх!                          Расслабление приятно!
Выше   всех,   все   дальше   вверх!             Шея не напряжена
Возвращается обратно —                           И рассла-а-бле-на...
А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.
А теперь посмотрит вниз —                        Расслабление приятно!
Мышцы шеи напряглись!                            Шея     не     напряжена.
Возвращается обратно—                            И рассла-а-бле-на...
— Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились. Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.


Комментариев нет:

Отправить комментарий