РЕЖИМ ОТНОСИТЕЛЬНОГО МОЛЧАНИЯ И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕЧЬЮ.


Уважаемые товарищи родители!

В нашей группе вводится режим относительного молчания (щадящий речевой режим), который необходимо поддерживать и дома.
Режим относительного молчания (щадящий речевой режим) поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит      нервную      систему      ребенка        к формированию правильного речевого навыка!!!

Щадящий речевой режим создается:

1)   ограничением речевого общения детей;
2)    примером спокойной, четкой речи взрослых;
3)    проявлением гонкого педагогического такта (особенно при исправлении речевых ошибок);
4)   организацией игр-молчанок.

Предлагаем некоторые игровые ситуации для периода относительного молчания.

1.   «Молчанка». Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того — фант». В течение определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой и т. д. Проигравший ребенок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок и т. д. Взрослый прячет фант,   а   потом   выдает его как выигрыш   в следующей игре.
2.   «Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «...Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город...» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом»
(заранее приготовленной красивой «волшебной» палочкой), а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например, пускать мыльные пузыри, стать принцессой, надев мамины наряды, и т. п.).
3.   «В кино» (или «В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки: «...Теперь мы отправимся в кино (в театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим...» В это время ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбом, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».
4.   «В библиотеке». Взрослый рассказывает о библиотеке и сообщает условия игры: «...В читальном зале все люди молча читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим...» Ребенку можно посоветовать устроить библиотеку для своих игрушек. Кукол, мишек, заек и других рассадить, перед каждым положить книжку, которую библиотекарь обязательно должен и сам прочитать (просмотреть). Перед игрой можно посетить с ребенком детскую библиотеку. I [оказать и рассказать ему, как работает библиотекарь (эти сведения потом могут понадобиться в сюжетно-ролевой игре на логопедических занятиях). Во время игры «в библиотеку» можно почитать ребенку новую книгу, но строго по речевым правилам. По иллюстрациям задавать вопросы, требующие однословных ответов. Во время других игр чтение новых книг резко ограничивается—это соответствует требованиям общего щадящего режима. В течепие всего этого периода речевой материал, в том числе и материал для чтения, подбирается строго по указанию логопеда. В конце тиры ребенок получает звание «Отличный читатель». В домике, нарисованном в альбоме для домашних заданий, изображается развернутая книга.
5.  «Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого: «...В морях, на разной глубине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы... Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать — иначе можно захлебнуться...» К этому сюжету хороню подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучший аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».
6.    «Фотоохота». Взрослые рассказывают о фотоохоте и знакомят с правилами игры: «...Есть особые охотники — они приходят в лес не с ружьем, а с фотоаппаратом. Они делают снимки диких животных. Для этого надо совсем тихо подойти к животном}-. Надо уметь молча, спокойно сидеть 13 укрытии, ожидая, когда появится интересная шипа. Нельзя сейчас разговаривать — начинается фотоохота...» К этому сюжету можно вместе с ребенком изготовить «фотоаппарат» из любой коробочки, показать ему иллюстрации из соответствующих книг и журналов (например, «Юный натуралист»). Рассказать о повадках диких животных. Ребенок может сделать фотоальбом «Моя охота», т. е. срисовать на отдельные листки бумаги животных (это его «фоторабота») и наклеить их в свой альбом. В конце игры ребенок награждается званием «Умелый фотострелок», в домик в альбоме «залетает птица». Если игра длится неделю и всю неделю соблюдается режим молчания, можно в качестве награды совершить поход в кинотеатр на просмотр фильма о животных или подарить книгу о животных и т. п.
7.    «В горах». «...Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину...» Здесь можно использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь. На «привале» можно спеть песни, послушать четкое чтение (рассказ) взрослого. В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается
горный цветок.
8.  «В больнице». «...Давай посмотрим, все ли твои игрушки здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется, болят уши. Надо их подлечить. Кто же может это сделать? Ты? Хорошо! Значит, ты — доктор! Твои игрушки заболели — теперь им нужна тишина...» Доктор спокойно лечит игрушки по совету и с помощью взрослых, перевязывает зайцу уши, пришивает мишке лапу, ставит градусник кукле, укладывает всех спать, чтобы скорее поправились. «А когда больные спят, никто не разговаривает...» Подбирается повязка с красным крестом, градусник        (игрушечный, предмет, условно названный градусником, нарисованный и вырезанный самим ребенком), шприц, таблетки, пузырьки с лекарством, фонендоскоп и т. п. В копне игры ребенок получает звание «Добрый Айболит». В домике в альбоме появляется красный крест.
9.  «Рыболов». Перед началом игры взрослый рассказывает: «Рано утром на берегу реки сидит с удочкой рыболов. Насадит червячка па крючок, забросит в воду леску. Тихо сидит, даже не шевелится, чтобы рыб не распугать, и смотрит   на   поплавок.   Как   рыбка   начнет   клевать   червячка,   поплавок
зашевелился и уйдет под воду. Тогда рыбак вытаскивает удочку и на крючке
награда     за     молчание     и     терпение - - серебристая     рыбка. Ты   рыбак,
молча    и    спокойно    полови    рыбку,       а       в    конце    игры    мы  вместе
подсчитаем твой улов и   рассмотрим пойманных рыб».
Ребенок один играет в настольную игру «Поймай рыбку». В копне игры сам считает вслух пойманных рыб и называет их. Если нет этой настольной игры, то во время игры-молчанки можно предложить, чтобы он в своем альбоме нарисовал  рыбака с удочкой  на берегу реки  или  слепил  из пластилина. Главное, чтобы он был занят и молчал.
Молчаливые     игры     можно     проводить     по     сюжетам     литературных произведений,   которые   прочитывает   взрослый.   Ребенок   молча   слушает, изображает   действие    персонажа    и    произносил    отдельные    слова    или звукоподражания.     Молча     рисует     или     мастерит     поделки     по    теме прослушанного.
Басня  Крылова  «Ворона  и Лисица».   ...Пока  Ворона  молчала, у  нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва...
Сказка   Гаршина   «Лягушка-путешественница».   ...Утки   несли   на   прутике лягушку над лесами, реками и селами. Лягушка молча крепко держалась за пру гик. Но вот утки полетели ниже и лягушка услыхала: «Утки лягушку несут, и кто же это придумал?» — кричали взрослые и дели. И тут лягушка громко квакнула: «Это я, это я придумала». Выпустила прутик изо рта. Утки на лету не сумели ее поймать, и лягушка шлепнулась в болото...
Сказка Ушинского «Ворона и рак». ...Ворона сидела на вербе над озером и держала во рту рака. Пока рак расхваливал ее родственников, ворона, не раскрывая  рта,  отвечала:   «Угу».   Но  рак  слал   расхваливать  ворону.  Она крикнула: «Ата!» Раскрыла клюв, и рак упал в озеро...
Сказка Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».....Элиза молчала до тех пор, пока она не сплела из крапивы одиннадцать рубашек, чтобы спасли своих братьев от чар злой колдуньи...
Сюжетами для игр могут быть и диафильмы, мультфильмы, стихи (например, «Поиграем» И. Токмаковой, «Про машину» Л. Берестова, «Никита охотник» Е. Чарушина и т.д.).
Игры-молчанки помогают создать охранительный режим и делают его для детей   менее  обременительным.   Частичное  проведение  режима  молчания (если ребенок посещает общий детский сад) также полезно, лак как, приходя домой   после  насыщенного  эмоциями   и   многоречивостью дня, благодаря режиму охранительного молчания он побудет в тишине и покое перед сном.

Этапы работы над речью:

I этап (сентябрь—октябрь). Элементарная самостоятельная ситуативная речь (режим её
ограничения) и выдох.
Отрабатываем лексические темы: «Части тела»; «Овощи»; «Фрукты»; «Ягоды.Сад - огород»; «Осень»; «Деревья»: «Грибы».
II этап (ноябрь—декабрь). Самостоятельная ситуативная речь (сопряженно-отраженная. элементарная вопросно-ответная). Отрабатываемые лексические темы: «Перелетные птицы»; «Одежда. Головные уборы»; «Обувь»; «Игрушки»: «Посуда»; «Продукты питания»; «Зима»; «Зимние забавы»; «Новый год». 
III этап (январь—март). Элементарная контекстная речь. Отрабатываемые лексические темы: «Зимующие птицы»; «Дикие животные наших лесов и их детеныши»; «Домашние животные и их детеныши»: «Домашние птицы»; «Экзотические животные»; «День защитника Отечества. Военные профессии»; «Профессии. Орудия труда»; «Женский день. Женские профессии»; «Семья»; «Дом и его части»; «Мебель»; «Электроприборы». 
IV этап (апрель—май). Сложная контекстная речь. Отрабатываемые лексические темы: «Весна»; «Республика. Город. Улица»; «Транспорт»; «Рыбы»: «Цветы»; «Насекомые»: «Школа»; «Лето. Времена года». 


















Комментариев нет:

Отправить комментарий