ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ?

Что такое заикание?

Википедия дает следующее определение: заикание – это расстройство речи, характеризующееся долгим произнесением или частым повторением звуков или слогов, также могут присутствовать паузы в процессе говорения. На физиологическом уровне это вызвано судорогами артикуляционной и гортанной мускулатуры.

Коррекция заикания

Работа по преодолению заикания у детей должна быть совместной: родителей, врачей и педагогов. Начинаться она должна с осмотра ребенка психоневрологом или невропатологом. Врач определяет природу заикания.
Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).
К лечебно-оздоровительной работе относятся:
- создание благоприятной обстановки для лечения (Предметно развивающая среда и психологический климат детского сада. Работникам этих учреждений важно построить свои отношения с заикающимися так, чтобы постоянно поддерживать у них хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровление, душевное спокойствие, веру в свои силы, желание работать над собой. Особое значение приобретает образец правильной речи и вообще речевое общение с заикающимися, так как слово является мощным фактором воздействия на высшую нервную деятельность и играет существенную роль в индивидуальной и общественной жизни человека.);
 организация необходимого режима дня и рационального питания (Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности: переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, играет роль своеобразного (активного) отдыха. Для детей возбудимых подбирают спокойные, нешумные игры. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки занятий. Огромное оздоровительное значение для нервной системы имеет сон. В режиме дня заикающегося ребенка на сон должно быть отведено не менее 12 – 13 часов в сутки (10 – 11 часов ночью и 2 часа днем). От состояния питания ребенка зависит стойкость образующихся у него рефлексов, и оно же влияет на течение всех биохимических процессов в организме.);
- закаливающие процедуры (Игры, прогулки на сведем воздухе, различные спортивные развлечения (лыжи, санки) также успокаивают нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Солнечные ванны при осторожной продуманной врачом дозировке усиливают и повышают обмен веществ в организме (они противопоказаны детям с расстройством центральной нервной системы). Важное значение для закаливания имеют водные процедуры: обтирания, обливания, душ и купание. Чтобы не нанести вреда ребенку, разные виды закаливания должны назначаться врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий, проводиться регулярно и систематически.);
- ЛФК и ритмика (Заикание у детей обычно сопровождается различными нарушениями моторики, поэтому физические упражнения для заикающихся приобретают и лечебное значение. Помимо общих физических упражнений используются специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре. Своеобразной частью ЛФК является логопедическая ритмика: система двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью ребенка. Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.);
- медикаментозное лечение (Медикаментозное лечение нормализует деятельность центральной и вегетативной нервной системы заикающегося, ослабляют судороги речедвигательного аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует оздоровлению организма в целом.);
- психотерапия (В комплексе лечения заикания психотерапия занимает существенное место. Основная ее задача – оздоровление психики заикающегося - осуществляется через воспитание полноценной личности, воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду, воздействие на микросоциальную среду.).
Педагогическую часть коррекционной работы составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) помощь, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.
Основной задачей логопедической работы является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся.
Эта деятельность предусматривает развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, формирование правильного отношения ребёнка к себе и к окружающим.
На начальном этапе важно создать для ребёнка  охранительный режим  дома и в детском саду, он включает в себя режим  относительного молчания, обучить ребенка  релаксациисамомассажу, умению  правильно  дышать.

Советы родителям заикающегося ребенка.

Говоря о воздействии на психику ребенка, мы тем самым говорим о закономерностях высшей нервной деятельности как материальной основы психики. В этой части работы с заикающимися главное - воспитать у него уверенность в себе (преодолеть страх речи), сознание своей полноценности. Для этого надо:
1. В случае сильного волнения, смущения или робости ребенка прервать судорожную речь, приласкать, утешить, успокоить его, объяснив, что все его любят, бояться и стыдиться ему нечего. Однако долго беседовать на эту тему не следует - важно вовремя отвлечь дитя от тяжелых переживании и мыслей.
2. Вовлекать в повседневную жизнь семьи, но поручения давать посильные, постепенно усложняя.
3.Осторожно выдвигать заикающегося на более активную деятельность. В этих случаях нужно очень внимательно поддерживать ребенка; ободряя и успокаивая, и следить, чтобы не усилилось заикание. В случае ухудшения речи следует тактично, не ущемляя самолюбия ребенка, на время освободить от нервирующей его деятельности.
4. Выявить основной интерес заикающегося и, если он здоровый, содействовать осуществлению его. Чем больше ребенок занят своим любимым делом и чем сильнее сознает свою полноценность, тем меньше он думает о своем заикании, о своей мнимой недостаточности, следовательно, и меньше заикается.
5.   Всемерно, но умело одобрять заикающегося, пользуясь каждым подходящим случаем, особенно когда он говорит не заикаясь; этим утверждается в нем уверенность в себе и сознание своих успехов в речи. В случае неудачи - успокоить и отвлечь его внимание на другой предмет.
6. Воспитывать в нем твердую волю, храбрость, смелую осанку, твердую походку.
7.   Нужно воспитать у заикающегося навык во время печи смотреть собеседнику прямо в глаза (он обычно избегает этого;.

8.    Вредно при ребенке говорить о его заикании, демонстрировать его дефект другим лицам (разрешается лишь специалистам).


Комментариев нет:

Отправить комментарий